Принципы медиации

Принципы медиации – это основополагающие начала, фундамент, на котором основывается медиация; это то, что отличает медиацию от других способов разрешения конфликтов. Строгое соблюдение принципов медиации является первым и важнейшим условием функционирования медиации как правового института и способа разрешения конфликтов. Необходимость соблюдения принципов медиации подтверждается их нормативно-правовым закреплением как в национальных законодательных актах (Закон Республики Беларусь «О медиации», Закон Российской Федерации «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», Закон Республики Казахстан «О медиации» и т.д.), так и в международных договорах (Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международной коммерческой согласительной процедуре, Директива 2008/52/ЕС Европейского Парламента и Совета относительно некоторых аспектов медиации в гражданских и коммерческих делах). Закон Республики Беларусь «О медиации» в ст. 3 выделяет следующие 4 принципа медиации:

Добровольность

Медиация является добровольной процедурой. Принуждение к участию в медиации не допускается. Стороны вправе на любой стадии беспрепятственно выйти из медиации. Ни одно из выдвигаемых сторонами предложений не является обязывающим, если оно не закреплено в медиативном соглашении. Медиатор не вправе препятствовать сторонам в принятии какого-либо решения относительно разрешения спора или порядка проведения переговоров. Исключение составляет заключение медиативного соглашения, ущемляющего права и законные интересы третьих лиц или иным образом противоречащего требованиям законодательства.

Добросовестность, равноправие и сотрудничество сторон

Стороны в медиации наделены равным объемом прав и обязанностей. Каждая из сторон вправе высказывать мнения, предлагать варианты разрешения конфликта, делать заявления, представлять документы, относящиеся к спору. Добросовестность и сотрудничество включают в себя готовность сторон честно и открыто участвовать в переговорах, прилагать необходимые усилия для выработки вариантов разрешения спора, уважительно относиться к медиатору и иным участникам медиации, добросовестно выполнять достигнутые договоренности.

Беспристрастность и независимость медиатора

Медиатор обязан оставаться лицом беспристрастным и независимым. Медиатор не вправе предлагать сторонам варианты разрешения конфликта, принуждать стороны к принятию какого-либо решения, давать оценку действиям сторон, принимать чью-либо сторону, давать консультации по поводу перспектив разрешения спора, в том числе в суде. Медиатор не выполняет функций судьи или арбитра, его задача – организовать диалог между конфликтующими сторонами таким образом, чтобы они перестали видеть друг в друге соперников и стали партнерами, совместно работающими над общей задачей – поиском путей взаимовыгодного разрешения конфликта. Медиатор не вправе быть представителем одной из сторон по вопросам, относящимся к рассматриваемому конфликту. В случае конфликта интересов (например, если медиатор имеет личные или деловые отношения с какой-либо из сторон медиации или лично заинтересован в исходе конфликта) его дальнейшее участие в медиации в качестве медиатора допустимо только с согласия обеих сторон. 

Конфиденциальность

Медиация является конфиденциальной процедурой. Любая информация, ставшая известной медиатору или сторонам в связи с их участием в медиации, является конфиденциальной и не подлежит разглашению иначе как с согласия стороны, предоставившей такую информацию. Конфиденциальная информация не подлежит разглашению третьим лицам, а также суду и любому другому органу или организации. В случае, если сторона, сообщившая медиатору конфиденциальную информацию, разрешает ее передачу другой стороне, медиатор обязан согласовать объем и содержание такой информации с сообщившей ее стороной.