Практика применения медиации в Республике Беларусь начала формироваться с началом Правового эксперимента («пилотного проекта») развития внесудебной медиации как средства урегулирования хозяйственных и иных споров, проведенного при поддержке Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь (ВХС) в период с марта 2011 по июнь 2012 г. Для проведения проекта было подготовлено 11 белорусских медиаторов, которые получили специализированное образование в Санкт-Петербургском Государственном Университете и были включены в перечень лиц, рекомендованных ВХС для привлечения в качестве примирителей для разрешения хозяйственных споров. Руководителем пилотного проекта стала Лилия Власова – к.ю.н., известный белорусский юрист, практикующий медиатор и активный пропагандист идей медиации.

В ходе пилотного проекта было проведено более 100 медиаций по различным видам споров. Медиативные соглашения были заключены более чем в 50% случаев, 92% из них были исполнены добровольно. Итоги проекта доказали целесообразность законодательного закрепления медиации в Беларуси.

Итогом работы белорусского парламента над нормативно-правовым актом, регулирующим применение медиации, стал Закон Республики Беларусь «О медиации», вступивший в силу 24 января 2014 г. Закон регулирует такие вопросы как сфера применения медиации, требования к медиаторам и организациям, обеспечивающим проведение медиации, порядок проведения медиации и т.д. Закон предоставляет сторонам право обратиться к медиации до обращения в суд, а также на любой стадии судебного разбирательства. Гарантируется возможность принудительного исполнения медиативных соглашений, соответствующих процессуальному законодательству Республики Беларусь.

Законом предусматривается ведение Реестра медиаторов и Реестра организаций, обеспечивающих проведение медиации. Порядок ведения Реестров определен соответсвующей Инструкцией, утвержденной постановлением Совета Министров № 13 от 17 января 2014 г. В Реестр медиаторов включаются только лица, имеющие свидетельство медиатора, выдаваемое Министерством юстиции. Лицо, не включенное в Реестр не считается медиатором, а медиативные соглашения, заключенные с его участием не подлежат принудительному исполнению.

Одновременно с Законом "О медиации" вступили в силу изменения и дополнения в процессуальные кодексы Республики Беларусь. Данные изменения регламентируют порядок проведения медиации по спорам, находящимся на рассмотрении судов, а также процессуальные последствия применения медиации. Важно отметить, что медиация по судебным спорам остается добровольной и конфиденциальной процедурой. Суд не вправе обязать стороны применить медиацию, а также привлечь медиатора и (или) представителей сторон в качестве свидетелей по фактам, которые им стали известны в связи с их участием в медиации.

Порядок проведения медиации определяется Правилами проведения медиации, утвержденными постановлением Совета Министров № 1150 от 28 декабря 2013 г. Правила подробно регламентируют права и обязанности медиатора и сторон медиации, а также поэтапно закрепляют порядок проведения медиации - начиная с подготовки к проведению медиации и вступительного слова медиатора до подготовки медиативного соглашения и его исполнения.

Закон "О медиации" предусматривает создание при Министерстве юстиции Республики Беларусь Квалификационной комиссии по вопросам медиации. Полномочия Квалификационной комиссии определены Положением о Квалификационной комиссии по вопросам медиации, утвержденным Постановлением Совета Министров № 1184 от 31 декабря 2013 г. "О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь "О медиации". Данным актом была также утверждена Инструкция о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора и Типовые правила деятельности организации, обеспечивающей проведение медиации.

Положение о Квалификационной комиссии по вопросам медиации относит к компетенции комиссии следующие вопросы: 

  • рассмотрение заявлений о выдаче свидетельства медиатора и прилагаемых к ним документов;
  • проверка соответствия претендента и представленных им документов требованиям, установленным Законом Республики Беларусь "О медиации";
  • рассмотрение материалов об осуществлении медиатором своей деятельности и соблюдении им законодательства, регулирующего деятельность медиатора;
  • внесение предложений Министерству юстиции по вопросам подготовки в сфере медиации;
  • рассмотрение и принятие соответствующих решений по иным вопросам, связанным с деятельностью медиаторов.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) свидетельства медиатора, о внесении изменений в свидетельство медиатора, о прекращении действия свидетельства медиатора принимается на заседаниях Комиссии. Свидетельство медиатора выдается Министерством юстиции на основании рещения Комиссии (п. 2 Инструкции о порядке выдачи и прекращения действия свидетельства медиатора). 

В силу специфики работы с конфликтом в медиации и особой деликатности работы медиатора, Министерством юстиции были приняты Правила этики медиатора. Правила этики регламентируют нормы поведения медиатора как в отношениях со сторонами конфликта, так и с другими медиаторами. Действие правил не ограничивается проведением медиации - ряд норм Правил требует неукоснительного исполнения и вне процедуры. Нарушение Правил этики дважды в течение 12 месяцев влечет прекращение действия свидетельства медиатора и, согласно Закону "О медиации", лишает нарушителя права заниматься деятельностью медиатора. 

Все вышеперичесленные акты всупили в силу одновременно с Законом "О медиации", 24 января 2014 г. Перечень нормативно-правовых актов, регулирующих институт медиации в Беларуси, а также их официальные тексты можно найти в разделе "Правовое регулирование медиации в Беларуси".

Сегодня в Беларуси продолжается формирование медиативной практики. В стране есть несколько десятков практикующих медиаторов, которые, обладая солидной теоретической базой, уже имеют практический опыт разрешения конфликтов в медиации. С сентября 2012 г. действует Учебно-практическое учреждение «Центр медиации и переговоров», объединившее наиболее опытных медиаторов и занимающееся продвижением медиации как внесудебного способа разрешения конфликтов. Центр оказывает услуги по разрешению конфликтов посредством медиации, а также организует обучение медиативным навыкам.

18 декабря 2019 года был принят Закон Республики Беларуси "О изменении законов" №277-З, которым были внесены долгожданные изменения в законодательство о медиации, в частности в такие нормативные правовые акт, как:

  • Гражданский кодекс: кодекс дополнен нормой о том, что процедура медиации - один из способов соблюдения претензионного порядка урегулирования споров для реализации сторонами права на обращение в экономичечкий суд;
  • Гражданский процессуальный кодекс: в качестве дополнительной гарантии исполнения медиативного соглашения предусматривается возможность принудительного исполнения соглашения по исполнительному листу, выданного судом;
  • Кодекс о браке и семье: кодекс дополнен нормами, которые предусматривают применение медиации по брачно-семейным спорам, право супругов участвовать в информационной встрече с медиатором при расторжении браков и обязанность судов и органов ЗАГСа при обращении супругов с заявлением о расторжении брака разъяснять им указанное право;
  • Налоговый кодекс: кодекс дополнен нормой, которая закрепляет возможность возврата уплаченной госпошлины в случае обращения сторон в медиацию и вынесения судом определения о передаче спора для его урегулирования сторонами с участием медиатора:
  • Закон "О медиации": в Закон внесены нормы об информационной встрече, о применении медиации в целях примирения супругов при расторжении брака, о выдаче исполнительного документа на принудительное исполнение медиативного соглашения.

Закон вступил в силу 1 июля 2020 г.

29 мая 2020 г. было принято постановление Министерства юстиции "Об организациях, обеспечивающих проведение медиации", которое закрепляет особенности учреждения и государственной регистрации таких организаций в соответствии со ст. 7 Закона "О медиации". Постановление вступило в силу 1 июля 2020 г.

Конвенция ООН о международный мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации (более известная как Сингапурская конвенция) была ратифицирована Республикой Беларусь 15 июля 2020 г. и официально вступила в силу 15 января 2021 г. В связи с этим в законодательство о медиации были внесены соответствующие изменения и дополнения Законом Республики Беларусь "Об изменении законов по вопросам медиации", 6 января 2021 г. №89-З. Изменения коснулись вопросов признания и возможности принудительного исполнения международных медиативных соглашений.